Джим ЗемлинКомпания Microsoft сократила 1400 сотрудников и собирается уволить еще 3600 в течение полутора лет. Корреспондент ресурса LinuxDevices поинтересовался у директора организации Linux Foundation Джима Землина, как проблемы Microsoft повлияют на Linux и все сообщество Open Source.

LinuxDevices: Вы считаете, что Microsoft пострадала из-за распространения Linux? Или сказалось появление на рынке нетбуков? Ведь на большинстве из них установлена ОС Windows XP, а Microsoft мало зарабатывает на продаже XP для недорогих ПК, не так ли?

Джим Землин: Когда сборщики ПК договариваются о цене с Microsoft, они могут упомянуть, что у них есть неплохая альтернатива, которая позволяет изменить ход переговоров. Так что источники проблем Microsoft это — Linux, собственные просчеты компании и невозможность использовать Vista на устройствах, рассчитанных на малое потребление энергии и длительный срок автономной работы от батареи.

LinuxDevices: ОС Vista разрабатывалась пять лет. Не кажется ли вам, что она была написана для процессоров, более мощных, чем те, которые способны создать Intel и AMD? Может быть, закон Мура уже перестает действовать, а Microsoft этого не приняла в расчет?

Д. З.: Стратегия Microsoft всегда была основана на предположении, что стоимость “железа” будет падать, а мощность ПК будет расти с точки зрения объема памяти и производительности процессора. Но сейчас этот процесс замедлился.

Существует концепция разработки продуктов, которая основана на построении кривой обучения на основе требований со стороны потребителей (demand-side learning curve). С ее помощью компания создает модель разработки лет на семь вперед, но обычно получается, что по мере приближения даты выпуска некоторые запланированные функции отпадают. С Linux такого не случается, потому что здесь используется прозрачная модель разработки, предусматривающая постоянный выпуск обновлений.

Microsoft не предвидела появления нетбуков и не смогла заработать на них, когда они стали популярными. А сообществу Linux это удалось благодаря быстрому реагированию на требования потребителей.

LinuxDevices: Вы имеете в виду, что поставщики (в данном случае сообщество Linux) могут выяснить, что нужно потребителям, и очень быстро им это предложить?

Д. З.: Совершенно верно. Наши сторонники учатся быстро, а Microsoft отстает. А между тем рынок поворачивается в сторону самых разнообразных устройств, основанных на Linux, потребляющих мало энергии, причем я имею в виду не только нетбуки, но и другие продукты.

LinuxDevices: Инвесторы считают Microsoft лидером ИТ-сектора. Однако проблемы у Microsoft не свидетельствуют ли о том, что Linux обретает зрелость и завоевывает популярность на новых рынках? Понимают ли это инвесторы?

Д. З.: Люди быстро поймут, что Linux заслуживает доверия. Инвестиции в эту технологию, которые уже достигли 12 млрд. долл., обеспечивают конкурентособность на рынке. Так что инвесторы уже осознали перспективность этой ОС. Компании поняли, что ОС Linux эффективна и позволяет получить высокую маржу, как в сегменте встроенных систем, так и в корпоративном секторе. Вместо того, чтобы продвигать ПО Microsoft они могут предложить основанные на Linux платформы под своей собственной торговой маркой. Раз уж маржа Microsoft достигает 75%, то следует отхватить у нее часть такого выгодного бизнеса.

LinuxDevices: Но понимает ли это Уолл-Стрит? Может быть там считают, что Linux угрожает великой американской “голубой фишке”, и не учитывают огромного потенциала этой ОС и ее положительного влияния на ИТ-рынок?

Д. З.: У Microsoft сейчас спад, но HP и Google на подъеме, а финансовые результаты IBM даже оказались лучше, чем ожидалось. Когда эти компании занялись инновациями, они столкнулись с дилеммой, но успешно ее решили. HP и IBM выпустили много решений на базе Linux. Следует отметить, что их бизнес в сегменте UNIX процветает, но тем не менее, они решили предложить недорогую эффективную платформу, понимая, что смогут заработать на сервисе.

HP и IBM начали реструктуризацию много лет назад, а Microsoft — лишь недавно, например, попыталась купить Yahoo, чтобы укрепить позиции в области Web-технологий и “вычислений в облаке”. Но Microsoft лишь реагирует на перемены, но не возглавляет их. В то же время HP и IBM получают высокую отдачу от быстро растущего, высокомаржинального бизнеса на базе Linux.

При экономическом спаде происходит обострение тех тенденций, которые существовали и раньше, но ярко не проявлялись. Если у компании есть слабые места, то в трудные времена эти недостатки усилятся в сотни раз. Конечно, всем участникам рынка приходится нелегко, но особенно тем, кто цепляется за устаревшие модели бизнеса.

LinuxDevices: Технология Google Apps, на ваш взгляд, представляет угрозу для Microsoft?

Д. З.: Да, и не только Apps. На выставке CES демонстрировалось несколько нетбуков на базе Android. Там также были нетбуки под управлением системы Maemo. Следует также упомянуть возглавляемый Intel проект Moblin. Несомненно, все эти платформы нового поколения окажут влияние на стратегию Microsoft.

LinuxDevices: Какой будет реакция? Что компания предпримет на сей раз?

Д. З.: Нынешнее сокращение штата — правильный шаг, хотя и жаль, что так много хороших специалистов потеряют работу. Думаю, что Microsoft удвоит усилия, направленные на развитие онлайновых услуг, и сократит внимание к “цифровому дому” (игровым консолям и мультимедийным продуктам). В корпоративном секторе Microsoft изо всех сил постарается дискредитировать Linux с точки зрения стоимости владения, чтобы заказчики забыли о низкой цене и высокой эффективности этой ОС. Ну и, конечно, компания воспользуется прочным положением пакета MS Office, так как в сегменте офисных приложений у нее мало конкурентов. Почему, вы думаете, она так яростно боролась против формата ODF? Пакет Office обеспечивает огромную прибыль и значит для Microsoft больше, чем ОС.

LinuxDevices: Действительно, Microsoft получила в заложники данные пользователей с помощью закрытого формата документов и периодически вносит в него изменения, чтобы стимулировать переход на новые версии офисного пакета. В заключение нашей беседы вы что-нибудь хотите сказать?

Д. З.: Мне жаль, что пять тысяч человек потеряют работу. Но что поделаешь — наступают трудные времена. Хочется надеяться, что Microsoft сможет изменить свой деловой стиль, стать более открытой и теснее взаимодействовать с сообществом Open Source.